Почему одни дети начинают говорить позже, другие раньше? Почему некоторые малыши опережают других в развитии речи? И что делать, чтобы речь ребенка развивалась как можно лучше?
Поскольку я собираюсь говорить здесь о развитии речи совсем маленьких детей (от одного годика до пяти лет), читатель не найдет в этом материале какой-то определенной методики развития речи, которую можно было бы использовать на специальных занятиях с ребенком. Мне просто хочется предостеречь вас, уважаемый читатель, от различных весьма распространенных ошибок, которые делают многие родители. Мамам и папам тоже полезно узнавать что-то новое и развиваться.

Повседневное общение более продуктивно

Многие думают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды (чтобы ребенок не отвлекался: как в школе), специально подготовленных взрослых, учебных занятий. Но это не так.
Известно, что дворянские дети — а они тоже были разные в смысле способностей — все великолепно владели иностранными языками, осваивая их в детстве. Между тем специальных занятий не было и учили их не педагоги, а гувернеры, которые имели одно достоинство: они не знали ни слова по-русски. А ведь гувернер весь день с ребенком, играет с ним, гуляет, ест. И дети учились объясняться, незаметно осваивая язык. Школьное обучение иностранным языкам гораздо менее эффективно.
Правило первое: развитие речи ребенка происходит постоянно,в течение всего дня.

Обучающая среда плюс природные способности

Многие убеждены: все дело во врожденных способностях. Да, они имеют большое значение. Но далеко не решающее. Главную роль играет обогащающая (или не обогащающая) среда.
Один ребенок весь день с людьми, причем разными: и сверстниками, и детьми постарше, и взрослыми, — он слышит вокруг себя разнообразную речь, не всегда к нему обращенную и не всегда понятную. Другой постоянно находится с одним-двумя людьми, которые за ним присматривают и разговаривают мало. Нетрудно догадаться, какой ребенок будет лучше говорить. Правило второе: важно, чтобы ребенок постоянно слышал вокруг себя разнообразную речь.
Правило второе: важно, чтобы ребенок постоянно слышал вокруг себя разнообразную речь

Тактильные ощущения обогащают малышей

Еще одно заблуждение: речь развивается лишь непосредственно в процессе говорения (своего или окружающих).
На самом деле речь и мышление, речь и воображение (и даже речь и личность!)развиваются вместе — как единое сложное целое. Так что ребенок, который весь день активен, видит множество предметов, животных и людей, имеет возможность их трогать, принимает участие во множестве событий, не только лучше развивается, но и неизбежно обгонит своего малоактивного и лишенного разнообразных впечатлений сверстника именно в развитии речи.
Правило третье: для ребенка важно получать информацию извне и про¬являть личную активность.

Не сюсюкать с малышом, а разговаривать на равных

Взрослые часто убеждены: с ребенком нужно общаться на его уровне.
Отсюда огромное количество „бесед» подобного рода:
ДОЧКА. Са-абацька!
МАМА (скучным голосом). Да. это собачка. Она бежит…
ДОЧКА. Са-абацька!!
МАМА (еще более скучным голосом). Собачка хорошая…
СОБАЧКА. Р-р-р-р-р! Гав.
МАМА. Фу!!! Нет, это плохая собачка.
ДОЧКА. Са-абацька! (тянется к ней)
МАМА. Фу!.. То есть что это я!.. Нельзя трогать! Собачка плохая!
Словарь такой мамы подобен словарю Эллочки Щукиной, которая, как известно, обходилась ровно 30 словами. Что же может почерпнуть малышка из такого „общения»?
Но ведь нетрудно себе представить совсем другой разговор:
ДОЧКА. Са-абацька!
МАМА. Очень смешная, правда?
ДОЧКА. Мись-ная!
МАМА. Да, ужасно смешная! Смотри, какая у нее пестрая шерсть: и серая, и желтая, и бурая!
ДОЧКА. Са-абацька! Мись-ная!
МАМА. На редкость смешная собака. Но она, кажется, голодная. Не покормить ли нам ее?
ДОЧКА. Пакальмить! Пакальмить!
МАМА. Замечательно! Чем же мы ее накормим? Может быть, дать ей пельменей? У нас, кажется, остались от ужина. Или она будет есть яблоко?
ДОЧКА. Абляко!
МАМА. Нет, кажется, собаки яблок не едят. Собаке нужно мясо. Или, на худой конец, кусок хлеба. Пойдем домой, принесем ей чего-нибудь вкусненького!
Как видите, мама разговаривает с малышкой, используя разнообразные лексику и синтаксис, — почти так, как она говорила бы со взрослым собеседником. Речь ее эмоционально насыщенна: тут и удивление, и жалость, и восклицания, и риторические вопросы. Есть и совсем нериторические вопросы, требующие от ребенка ответа, а для этого ведь сначала надо подумать. Что очень важно, все это обращено к очень маленькой девочке: мама действительно беседует с ней — это настоящий диалог, несмотря на то что ребенок пока не в состоянии полноценно поддерживать такой диалог. Зато малышке интересно, она чувствует себя участницей эмоционально насыщенного, увлекательного общения.
Так что мнение, что ради ребенка нужно опускаться на его уровень, абсолютно неверно. На самом деле с ребенком нужно учиться говорить так, чтобы ему было КОЕ-ЧТО ПОНЯТНО и — главное! — ИНТЕРЕСНО вас слушать, в то же время не боясь употреблять заведомо непонятные пока для малыша слова, фразы, синтаксические конструкции.
Правило четвертое: даже маленького ребенка следует поднимать до своего уровня развития речи.

Эксперименты важнее речевой „правильности»

Еще одно обычное заблуждение: важно, чтобы ребенок всегда слышал только „правильную» речь. Всем известно, что дети говорят неправильно, однако именно таким образом они и осваивают нормы языка.
Вот почему я считаю очень хорошим педагогом маму, которая как-то после обеда собирала со стола объедки в собачью миску, а дочка к ней приставала:
МАШЕНЬКА. Се? Се?
МАМА. Это мама не съела. А это Машенька не съела. Это объедки!
МАШЕНЬКА. А-бетьки! А-бетьки!
МАМА. Правильно, доченька: кому объедки, а кому и обедки!
А Машеньке, между прочим, всего пол-тора годика! Вы можете сказать: „Такую фразу не всякий взрослый сразу поймет. Зачем приучать ребенка не соблюдать нормы языка?»
А затем, что ребенок именно так мыслит, именно так — экспериментируя со словом — осваивает язык. В этом смысле, чтобы способствовать наиболее успешному развитию речи наших детей, нужно, как это ни странно, учиться у детей говорить так, как это свойственно им — с нашей точки зрения „неправильно», — а не с упорством, достойным лучшего применения, заставлять и себя, и их говорить всегда „правильно». Что, собственно, делает ребенок, (как нам кажется) родной язык? Вот маленькая (5 лет) девочка задает воспитателю вопрос: „А дракон может ЗАГЛОТИТЬ дом?»
Да, слова „заглотить» нет. Но вопрос понятен. Все средства языка употреблены в общем правильно. Приставка „за» действительно имеет и такое значение (сравните: „захватить», „завладеть»). Правда, именно в этом слове принято употреблять приставку „про». Но фактически девочка продемонстрировала не то, что она плохо знает русский язык, а как раз то, что она его знает хорошо и весьма творчески использует языковые средства.
Она ИГРАЕТ средствами языка и тем показывает, что знает, как и когда уместно их использовать. А научиться говорить „проглотить» вместо „заглотить» она еще успеет, благо, что это как раз совсем не трудно.
Не случайно же такой замечательный „детовед», как Корней Иванович Чуковский, одну из глав своей знаменитой книги „От двух до пяти» посвятил разного рода детским речениям и придал им вполне научный смысл!
Чего стоит, например, классическая фраза маленького мальчика, гулявшего вместе с родителями по лесу и неожиданно наткнувшегося на гнездо куропатки. Рассказывая об этом эпизоде, малыш воскликнул: „Вдруг у меня из-под ног вылетела психопатка!»
Нам смешно — но ведь это самое настоящее языковое творчество, причем очень удачное, на какое взрослые бывают очень редко способны. Действительно, куропатка вела себя испуганно,панически — поэтому она ПСИХОпатка! Не в бровь, а в глаз!
Правило пятое: творчество детей надо поощрять, впрочем отличая его от грубых нарушений норм языка.

Чтение: уметь слушать и воспринимать текст

Часто родители много читают детям и убеждены, что при этом автоматически происходит развитие речи ребенка. Потом бывают разочарованы: мы так его развивали, а у него такая бедная речь! Но виноваты не книги.
Чтение и слушание действительно способствуют развитию речи, но только тогда, когда ребенок умеет слушать и читать. Я говорю о способности воспринимать и понимать текст. Совсем маленький ребенок воспринимает только события и наиболее яркие детали. Остроумие автора, характеры героев, отдельные интересные слова и выражения, описания — всего этого ребенок не замечает. Он будто слеп и глух.
Поэтому читать детям совсем не так просто. То, что ребенок слышал текст, еще не значит, что он его сумел воспринять. После чтения (сразу или спустя день-два) попросите ребенка рассказать прочитанную сказку, нарисовать героев (для этого нужно вспомнить, какие они, или спросить у мамы). Разговаривая с ребенком, употребляйте слова и выражения из сказки, чтобы малыш почувствовал, какие они интересные. Поиграйте с ним „в театр», используя сюжет и персонажей из сказки.Но делать это нужно „недидактически»: чтобы ребенок не догадался, что его „развивают».
Конечно, важен выбор книг. Принцип здесь тот же: читайте детям то, что интересно и талантливо с вашей точки зрения. — без всякой скидки на то, что это.. детская литература», что, мол, дитя малое и глупое. Авторы, намеренно упрощающие свои тексты, „чтобы детки поняли», пишущие исключительно про белочек, кошечек и зайчиков, — в сущности не уважают детей, да и самих себя. Это скорее коммерсанты от литературы, чем настоящие писатели. Читайте детям классику, проверенную временем, не боясь, что ваш маленький слушатель чего-то не поймет.
И не забывайте, что слушать чтение — это все-таки скорее пассивное потребление. Лучше, если ребенок научится читать сам (сейчас любого ребенка учат читать с 3 лет, а иногда и раньше, и вполне успешно), а главное, захочет это делать. Вот это — самостоятельное чтение с увлечением —действительно по-настоящему развивает.
Правило шестое: малыш лучше усвоит прочитанную сказку, если перескажет ее или нарисует героев.

Больше эмоций -хороших и разных!

Для взрослых речь — это прежде всего информация. Им кажется, что и для детей именно это важно. На самом деле для них речь — прежде всего способ выразить эмоции и коммуникация.
Например, девочка, говорившая „Сабацька! Сабацька!», при виде собаки вовсе не констатировала, что это животное называется „собакой», как казалось маме. Малышка, во-первых, выражала искренний восторг при виде такого замечательного и экзотического зверя, а во-вторых, обращалась к „сабацьке», звала ее — вступила в общение с ней.
Наша информативная, но эмоционально бедная речь почти не развивает детей. Им все время нужно что-то „делать» словами, чего-то добиваться словами: это и есть коммуникация. Позвать кого-то — и чтобы тот отреагировал. Восхититься — и чтобы кто-то разделил их восторг. Чтобы речь приводила к какому-то практическому результату, на кого-то влияла — вот что нужно ребенку.
Поэтому уметь говорить по-разному (юмористически, сатирически, иронично, строго, грустно, мечтательно, задумчиво), с точки зрения эмоциональной заряженности речи, чрезвычайно важно — именно в смысле влияния нашей речи на развитие речи наших детей. Необходимо постоянно вступать в диалог с ребенком, а не вынуждать его выслушивать назидательные монологи.
В процессе развития диалог предшествует монологу — так и должно быть в жизни каждого ребенка. Не воспринимать только то, что ему говорят, не внимать нам, умным и развитым, он хочет — а хочет общаться, хочет, чтобы его тоже слушали, реагировали на его слова и эмоции, которыми эти слова заряжены, хочет что-то значить для других людей. Влиять на них по-средством речи — да, да!
А если этого нет. малыш разочаровывается. Можно ведь обходиться почти без слов. Что фактически многие дети и даже некоторые взрослые и делают.
И самим взрослым гораздо интереснее ТАК общаться с детьми, а не читать им нотации и произносить жутко информативные «лекции» -монологи.
Как видите, такой подход к развитию речи детей развивает в то же время и речь взрослого. Это общая закономерность: кто хочет, стоя на месте, как на пьедестале, поднять до себя ребенка — тот никогда ничего не достигнет.Нужно идти вместе с ребенком, подниматься с ним.
Мы не развиваем детей — это как раз невозможно, а развиваемся вместе с ними. И если мы не растем — то не вырастут духовно и они.
Правило седьмое: в общении с ребенком более продуктивен диалог, чем назидательная речь взрослого.